Россия, Ставропольский край, пос. Иноземцево, улица 50 лет Октября
Телефон:
+7 (928) 955-88- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00
whatsapp telegram vk email

Симптоматика и механизмы дискалькулии у детей

Симптомы дискалькулии

Симптомы дискалькулии могут различаться в зависимости от возраста и уровня развития. Наиболее распространенные из них включают:

  1. Затруднения в понимании и запоминании математических концепций, таких как умножение, деление, дроби, вычитание и заимствование.
  2. Сложности в сопоставлении словесных или письменных понятий с их математическими символами и знаками, например, связь между вычитанием и знаком минуса.
  3. Проблемы с объяснением математических процессов или демонстрацией выполнения заданий.
  4. Трудности в описании последовательности действий или запоминании шагов в математическом процессе.

Врачи отмечают, что дискалькулия проявляется в различных формах и может затрагивать как детей, так и взрослых. Основные симптомы включают трудности с пониманием чисел, сложением и вычитанием, а также проблемы с восприятием математических понятий. Специалисты подчеркивают, что это расстройство не связано с общим уровнем интеллекта, а скорее с особенностями работы мозга. Механизмы дискалькулии могут включать нарушения в области обработки числовой информации и визуально-пространственных навыков. Врачи рекомендуют раннюю диагностику и индивидуализированный подход к обучению, чтобы помочь пациентам преодолеть трудности и развить математические способности.

20.Нарушения письменной речи: ДИСКАЛЬКУЛИЯ📚определение причины механизмы классификация симптоматика20.Нарушения письменной речи: ДИСКАЛЬКУЛИЯ📚определение причины механизмы классификация симптоматика

Причины дискалькулии

Необходимы дополнительные исследования для более глубокого понимания причин дискалькулии. Тем не менее, уже существуют общепринятые теории, объясняющие это явление.

Ученые считают, что расстройство может быть связано с недостатком раннего обучения математике. Часто детей обучают математическим концепциям как набору правил, которые нужно запомнить. Однако объяснение этих правил через практические примеры значительно упрощает усвоение материала.

Если ребенок никогда не использовал предметы для счета или не видел, как происходит умножение с помощью конкретных объектов, это может привести к развитию дискалькулии. Важно, чтобы сформировались нейронные связи, необходимые для освоения более сложных математических понятий.

Дискалькулия может проявляться как самостоятельно, так и в сочетании с другими задержками в развитии и неврологическими проблемами, такими как:

  1. дислексия;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. депрессия;
  4. тревожные расстройства.

Также существует генетическая предрасположенность к дискалькулии. Способности в математике и трудности в обучении могут передаваться в семьях. Трудно определить, какая доля этих способностей является наследственной, а какая обусловлена семейной культурой.

Диагностика дискалькулии проходит в несколько этапов. Сначала врач собирает информацию о медицинской и семейной истории. Эти вопросы помогают исключить другие возможные диагнозы и убедиться, что причиной не является какое-либо физическое заболевание.

На следующем этапе взрослых могут направить к психологу, а детей – к команде специалистов, включая психолога и невролога, которые проведут дополнительные тесты.

Дискалькулия — это специфическое расстройство, которое затрудняет восприятие и обработку числовой информации. Многие люди, сталкивающиеся с этой проблемой, отмечают, что им сложно выполнять простые арифметические операции, запоминать числовые последовательности и воспринимать математические концепции. Часто они испытывают страх перед математикой, что может привести к снижению самооценки и избеганию ситуаций, связанных с числами.

Симптомы дискалькулии могут проявляться в различных формах: от трудностей с подсчетом до неспособности понять временные интервалы. Некоторые исследователи связывают это расстройство с нарушениями в работе определенных участков мозга, отвечающих за математические навыки. Важно отметить, что дискалькулия не связана с общим уровнем интеллекта; многие люди с этим расстройством могут успешно справляться в других областях. Понимание механизмов дискалькулии и поддержка со стороны педагогов и родителей могут значительно помочь в преодолении трудностей, связанных с математикой.

Симптом Возможный механизм Пример проявления
Трудности с запоминанием числовых фактов (таблицы умножения, состав чисел) Нарушение вербальной памяти, проблемы с формированием нейронных связей, отвечающих за хранение числовой информации Затруднения в воспроизведении таблицы умножения, путаница в последовательности чисел
Проблемы с пониманием математических символов и знаков (+, -, ×, ÷, =, <, >) Нарушение зрительного восприятия, трудности с обработкой визуальной информации, проблемы с пространственным мышлением Непонимание значения знаков, путаница между +, -, ×, ÷
Сложности с порядком выполнения математических операций Нарушение последовательности действий, проблемы с планированием и организацией, трудности с абстрактным мышлением Неправильный порядок выполнения действий в многошаговых задачах (например, сначала сложение, потом вычитание)
Трудности с пониманием математических понятий (например, дроби, проценты) Нарушение абстрактного мышления, проблемы с обобщением и формированием концепций Непонимание смысла дробей, процентов, отрицательных чисел
Проблемы с пространственным представлением чисел и геометрических фигур Нарушение пространственного мышления, трудности с визуализацией Затруднения с решением задач на построение геометрических фигур, определение площади и периметра
Медленная скорость выполнения математических вычислений Нарушение автоматизации вычислительных навыков, проблемы с рабочей памятью Медленное и неточное выполнение арифметических операций, даже простых
Трудности с решением задач, требующих логического мышления Нарушение логического мышления, проблемы с анализом и синтезом информации Затруднения с решением текстовых задач, требующих анализа условий и составления плана решения
Проблемы с переключением внимания между различными математическими операциями Нарушение внимания, проблемы с концентрацией и переключением Затруднения с переходом от одного типа задач к другому

Лечение дискалькулии

Это «математическое расстройство» поддается лечению. Игнорирование дискалькулии у взрослых может привести к проблемам на работе и затруднениям в управлении личными финансами. К счастью, существуют эффективные методы, подходящие как для детей, так и для взрослых.

Методы помощи детям в школе и дома могут включать:

  1. регулярную практику основных математических навыков, таких как счет и сложение;
  2. деление учебного материала на более мелкие части для облегчения усвоения информации;
  3. обучение в небольших группах;
  4. повторное изучение ключевых математических концепций через практические и наглядные примеры.

Оптимальный план лечения должен учитывать способности, потребности и интересы ребенка.

Дискалькулия может быть преодолена, и ранняя диагностика играет важную роль в обучении математике. Людям с этим расстройством сложнее осваивать математические концепции, но это вполне возможно.

Барыбина Е Б Нейропсихологический подход к коррекции дискалькулииБарыбина Е Б Нейропсихологический подход к коррекции дискалькулии

Вопрос-ответ

Какой врач ставит диагноз дискалькулия?

Логопед, дефектолог. Самая распространенная категория специалистов в русскоязычной среде, которая диагностирует дислексию и другие трудности обучения. Их работа выстраивается на выявлении скорее характера трудностей обучения и их специфики.

Дискалькулия: определение, симптомы, классификацияДискалькулия: определение, симптомы, классификация

Что такое диагностическая дискалькулия?

Определение дискалькулии. Это специфическое расстройство развития биологического происхождения, связанное с неспособностью обучения арифметике и математическим наукам в целом. Часто её называют «математическая дислексия».

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные симптомы дискалькулии, такие как трудности с пониманием чисел, сложностями в выполнении арифметических операций и проблемами с пространственными представлениями. Это поможет вам лучше понять, с чем сталкиваются люди с этим расстройством.

СОВЕТ №2

Обратитесь к специалистам, если вы или ваш ребенок испытываете трудности с математикой. Психологи и логопеды могут провести диагностику и предложить индивидуальные методы коррекции, которые помогут справиться с проблемами.

СОВЕТ №3

Используйте визуальные и практические методы обучения. Например, применение манипулятивных материалов, таких как счетные палочки или кубики, может значительно облегчить понимание математических концепций для людей с дискалькулией.

СОВЕТ №4

Создайте поддерживающую среду для обучения. Поощряйте усилия и достижения, даже если они небольшие, и избегайте критики. Это поможет повысить уверенность в себе и мотивацию к изучению математики.

Ссылка на основную публикацию
Похожее